Новости и статьи

25.01.2005

Автоматизация торговли: КПК в бизнесе

Автор: Олег Лебедев

Полный текст статьи: журнал «PC Magazine/RE» №1/2005

Оптимум
АСМТ «Оптимум», разработанная компанией «Центр Корпоративных Разработок», — одна из первых российских систем автоматизации мобильной торговли. Это многофункциональный и эффективный программный пакет, ориентированный на КПК с операционной системой Palm OS. Система «Оптимум» создавалась как «коробочный» комплект, не требующий вмешательства разработчика при внедрении. У нее модульная структура (всего имеется более трех десятков модулей). Базовые компоненты позволяют автоматизировать все операции, необходимые при организации торговли «с колес», сборе предварительных заказов и управлении маркетинговыми акциями.

После анализа предоставленного нами технического задания сотрудники компании в качестве решения поставленной задачи предложили использовать предварительно сконфигурированный комплект «Оптимум: прямые продажи + сбор заказов + мерчендайзинг» с некоторыми изменениями (по расширению функциональности). Расширение функциональности обеспечивается как подключением дополнительных моделей, так и средствами оперативной настройки. Информация хранится в СУБД Microsoft SQL Server, серверная часть пакета «Оптимум» содержит специальную утилиту, которая, помимо функциональности АРМ администратора, предоставляет доступ к содержимому системных таблиц. Это открывает возможность внесения изменений в логику обработки данных простым редактированием таблиц (структура БД вполне прозрачна и хорошо документирована). Например, специалист компании на ходу реализовал довольно сложную схему расчета скидок, без вмешательства в работу программных модулей.

Клиентское ПО системы предоставляет не только базовые учетные функции, но и дополнительные возможности. В системе «Оптимум» реализованы функции автоматического расчета и формирования рекомендуемых заказов и документов, а также весьма мощные средства разграничения доступа. Предусмотрена возможность просмотра информации о задолженностях клиента или торговой точки, датах и суммах оплат, учета заказанного и фактически отгруженного товара, формирования и просмотра списка документов (заказы, накладные) по заданной дате и конкретному заказу. Имеются средства оперативного ввода данных, контроля вводимой информации, автоматического расчета скидок и т. д. Возможен контроль продуктивности визитов с записью результатов посещения агента и текущей ситуации в торговой точке. Также обеспечивается вывод информационных отчетов и печать стандартной документации.

Сильная сторона этой системы — хорошо продуманный интерфейс. Несмотря на небольшие размеры экранов КПК на базе Palm OS, работать удобно. Различные типы операций разнесены по отдельным «вкладкам», предусматривается возможность пошагового прохождения стандартных процедур.

Следует отметить модули «Быстрый заказ» и «Автозаказ» (позволяет сформировать накладную на отгрузку или заказ, предлагаемый для выбранной торговой точки, на основе данных о рекомендованных товарных запасах и остатках). К недостаткам исследованной нами конфигурации можно причислить ограниченные возможности настройки скидок, привязанных к конкретным товарам (потребуется приобретение дополнительного модуля «Скидки»).

В серверную часть входят модули обмена данными (с модулем импорта-экспорта данных в учетную систему компании), планировщика маршрутов, редактора печатных форм, генератора отчетов, а также учетная система «Автопилот». Поскольку мы ориентировались на сбор заказов и оперативную передачу информации в офис по беспроводным каналам связи, потребовался также коммуникационный модуль (в качестве транспортного уровня при передаче данных могут быть использованы каналы сотовой связи и протоколы HTTP или SMTP). Организация взаимодействия пакета с основной учетной системой исключительно проста, среди готовых модулей имеются конверторы для ПО «1С» и ряда других учетных систем.

Цена программных компонентов предложенной конфигурации составила 4899 долл. В эту сумму входит стоимость 20 лицензий АРМ мобильных агентов (из расчета 215 долл. за одно рабочее место), рабочего места администратора/супервайзера, серверных компонентов, блока отчетности и генератора отчетов, а также коммуникационной подсистемы (599 долл.). Услуги специалистов по внедрению при развертывании нашей конфигурации не потребовались, в случае необходимости их стоимость может составить от 100 до 1,5 тыс. долл. Также потребуется приобретение лицензии на Microsoft SQL Server. Серверная часть пакета защищена с помощью электронного ключа, мобильные компоненты «привязываются» к базовому серверу.

Из систем на базе Palm OS (да и не только) «Оптимум» на сегодня, пожалуй, наиболее развитая. Поставщик проводит достаточно демократичную ценовую политику. Эта АСМТ предоставляет все базовые функции, необходимые для учета, множество дополнительных возможностей, проста в настройке и развертывании, имеет удобный и продуманный интерфейс.

Optimum DP
Пакет Optimum DP — плод совместного проекта компаний «ЦКР» и Delta Systems. Система построена на базе пакета «Оптимум», но ориентирована на платформу Pocket PC. На первый взгляд, у этих АСМТ много общего, но Optimum DP — не просто версия существующего пакета, адаптированная для другой платформы, а в значительной мере доработанный и улучшенный ее вариант, существенно отличающийся по идеологии.

При инсталляции на КПК Optimum DP не требует каких-либо дополнительных программных компонентов. С точки зрения архитектуры это классическая АСМТ с выделенными рабочими местами мобильных агентов и администратора системы, также исполняющего функции супервайзера. Система построена по модульному принципу, комплект модулей хорошо структурирован и не требует покупки лишних компонентов.

Интерфейс мобильной части основан на тех же принципах, что и в системе «Оптимум» для Palm OS. Торговый агент проходит процедуру оформления заказа (или иную, в зависимости от настроек пакета), последовательно переключаясь между информационными экранами с помощью «закладок». Система предоставляет возможность формирования планов продаж групп товаров, заказов (по количеству или сумме), визитов с учетом возможности начисления бонусов, управления цикличностью и последовательностью посещения точек на маршруте, ведения расписания работы агентов. Администратор может зафиксировать обязательные операции, причем при определении последовательности учитывается роль, которую играет агент (в терминологии данной системы — «вэн-селлер», «мерчандайзер», «пре-селлер» и др.). Реализованы средства формирования ценовой политики с учетом кредитной истории конкретного покупателя, контроля добросовестности контрагентов, предусматривается возможность оперативной передачи сообщений и заданий агенту (скажем, о необходимости оформить дополнительные документы). В системе имеются базовые средства мониторинга продуктивности работы с записью результатов визита.

Серверная часть пакета (АРМ «Менеджер») предоставляет развитые средства управления работой агентов, формирования маршрутов, ценовой политики, планов посещений, отслеживания результатов и т. д.

В АРМ «Менеджер» входит обширный комплект отчетов, имеются возможности для настройки сложных многоуровневых схем работы (взаимоотношения изготовителя и дистрибьютора), например выработка взаимно-однозначной системы идентификации товаров. Как и в системе «Оптимум», для Palm OS пользователю доступна возможность подстройки параметров системы как из основного интерфейса системы, так и средствами прямого редактирования системных таблиц (например, оказалось, что только там можно настроить параметр «проверять или нет кредитный лимит в заказах в конкретном магазине»).

Задачи обмена данными в этой системе решает пакет Mobile Application Server (MAS), обеспечивающий синхронизацию по различным каналам связи, включая даже низкоскоростные соединения GSM/CSD (9,6 кбит/с). В процессе подключения КПК происходит не только обмен данными, но и системной информацией, а также обновление ПО. Это позволяет обеспечить модификацию на ходу конфигурации АРМ торговых агентов или организовать систему автоматического распространения обновлений программ по мобильным терминалам (программные модули и подсистема печати устанавливаются автоматически при первом подключении КПК к серверу).

Для решения нашей тестовой задачи разработчик предложил конфигурацию, сходную с конфигурацией версии для Palm OS, однако цена Optimum DP оказалась несколько выше. В комплект входят АРМ торговых представителей, обеспечивающие автоматизацию сбора заказов и контроль рекламных материалов, серверный модуль SQL, АРМ «Менеджер», мощный генератор отчетов (с большим количеством заранее подготовленных отчетов), а также Mobile Application Server. Общая стоимость программных компонентов составила 5299 долл. (из расчета 20 лицензий АРМ торгового агента и единичная лицензия на серверную часть, 999 долл.). По умолчанию в дистрибутивный пакет (т. е. в стоимость одной лицензии) входят все модули, но права доступа и «видимость» отдельных вкладок-подсистем настраивается с помощью утилиты административного управления. Услуги специалистов по внедрению для развертывания системы не потребовались, хотя мы были вынуждены обратиться за консультациями по «горячей линии» при настройке подсистемы Mobile Application Server.

АСМТ Optimum DP — хорошо проработанная и гибкая система, обеспечивающая все необходимые для организации систем мобильной торговли средства и возможности. Это удачно спроектированный пакет, простой в настройке и внедрении.


Мы в Twitter Мы в Facebook Группа ВКонтакте Мы в Instagram Мы на YouTube Версия для печати
     Поиск по сайту:
 
Многоканальный телефон
8(495) 956-1325

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?