Новости и статьи

27.03.2009

Снижение транспортных расходов — одно из антикризисных решений

Опубликовано в журнале «Логинфо» № 1-2/2009 г.

Автор: Алексей Шапкин

С какими проблемами чаще всего сталкиваются предприятия, имеющие собственный или арендуемый автопарк? Транспортные расходы постоянно растут, диспетчеры загружены сложнейшими задачами планирования маршрутов, срываются сроки исполнения заявок и заказов, отсутствует оперативная информация о местонахождении транспорта и о его реальном использовании, контроль над деятельностью выездного персонала не эффективен... Список проблем можно продолжать, но лучше обратиться к их решению.

Чтобы справиться со сложными экономическими условиями, необходимо:

  • Сократить расходы при тех же выходных результатах.
  • Повысить эффективность работы персонала, в том числе, чтобы с меньшим количеством сотрудников добиваться лучших результатов.
  • Усилить контроль над деятельностью персонала.

В серии статей мы рассмотрим, как можно этого добиться в кратчайшие сроки. И что очень важно — мы рассчитаем, как быстро могут вернуться вложения, которые потребует предлагаемое решение.

Первая статья будет посвящена снижению транспортных расходов за счет оптимизации формирования маршрутов доставки на примере работы дистрибьютора FMCG-товаров.

В статье мы рассмотрим несколько примеров, на которых проиллюстрировано где и как можно получить существенный выигрыш по времени и километражу маршрутов сформированных в ручном и в полуавтоматическом режиме либо при помощи географической информационной системы ОПТИМУМ ГИС, разработанной компанией CDC.

Использование ГИС обладает рядом преимуществ перед формированием маршрутов.

Например, за счет возможности объединения зон.

Объединение зон
Для маршрутизации без ГИС обычно используется следующая схема: город делится на много мелких зон, и к ним привязываются транспортные средства, осуществляющие доставку в эти зоны.

Поступившие заявки автоматически привязываются к своим зонам, а дальше оператор контролирует вручную загрузку машин. Если загрузка определенной зоны больше грузоподъемности закрепленных за ней машин, то оператор назначает туда дополнительную машину, а в случае если меньше, то при необходимости, добавляет в недогруженную машину товар по заявкам на дополнительные торговые точки.

На рис. 1 изображены примеры подобных территориальных зон (Свердловский район, Водники, Павлова, Черемушки).


Рис.1. Увеличить изображение (622x331, 88 Кб)

Сначала рассмотрим формирование маршрутов без использования ГИС по отмеченным зонам.

На рис. 1 изображены маршруты машин МАЗ, осуществляющих доставку, каждый в свою зону (красная, синяя, желтая и зеленая линии).

На рис. 2 изображен маршрут машины ГАЗ, проходящей по этим зонам после МАЗов и развозящей остатки по заказам, которые в них не поместились (зеленая линия). В результате требуется использовать четыре МАЗа и еще один ГАЗ для подбора остатков по этим, а заодно и другим соседним зонам.


Рис.2. Увеличить изображение (624x382, 98 Кб)

При использовании системы ГИС удается уйти от мелкой разбивки города по зонам, а в некоторых городах уйти от зон вообще. Как правило, при использовании ГИС город делится на зоны по препятствиям, мешающим перемещению транспортных средств из одной части города в другую, например: по реке, железной дороге и т.п. поскольку, чаще гораздо удобнее отправить новую машину в определенную зону, чем обслуживать ее машиной, работавшей, например, на другой стороне реки. Обозначение таких зон индивидуально для каждого города и реализуется при помощи специалиста по логистике этого города.

При использовании ГИС появляется возможность несколько зон (Свердловский район, Водники, Павлова и Черемушки) объединить в одну большую.

Рассмотрим формирование маршрутов при помощи ГИС для этой обновленной зоны.

На рис. 3 изображены маршруты МАЗов (красная, зеленая и синяя линии). На изображении видно, что маршруты начинаются с дальнего (от склада) края зоны и постепенно «перетекают» по зоне. Маршрут сформирован, когда для машины достигнута установленная для нее загрузка в соответствии с заказами от точек, расположенных по указанному принципу. Таким образом, автомобили постепенно «наполняют» эту большую зону с ее дальнего от склада края, обеспечивая себе полную загрузку.


Рис. 3. Увеличить изображение (622x373, 100 Кб)

На рис. 3 желтой линией изображен маршрут машины ГАЗ, которая добирает, то, что не влезло в МАЗы. В результате, для охвата той же территории и при работе с тем же количеством заявок используется уже три МАЗа и один ГАЗ. На этом же рисунке видно, что маршрут машины ГАЗ в данном случае оптимальнее, чем при ручном формировании, поскольку машине теперь не нужно собирать остатки с четырех зон, а все дополнительные точки маршрута, груз для которых не поместился в МАЗы, уже сгруппированы на самом краю зоны, ближайшей к складу.

Таким образом, объединение зон при использовании ГИС дает выигрыш по времени и километражу используемых транспортных средств по следующим причинам:

  1. Благодаря последовательному набору заказов из большой зоны достигается наиболее полное заполнение кузова для плотно расположенных торговых точек.
  2. Поскольку зона обрабатывается с дальней от склада территории, то оставшиеся заявки будут сгруппированы у ближайшего к складу края зоны.

Оптимальность формирования маршрутов с использованием ГИС
При формировании маршрутов без использования ГИС встречаются зоны с достаточно большой загрузкой, разбивать которые на более мелкие не эффективно, поскольку изо дня в день по ним будет наблюдаться большой дисбаланс по загрузке. Такая ситуация встречается чаще всего в центре. К подобной зоне прикрепляется сразу несколько машин.

Рассмотрим для примера зону, изображенную на рис. 4.


Рис. 4. Увеличить изображение (622x394, 119 Кб)

Маршруты без ГИС обычно начинают формироваться, когда еще не все заявки приняты, и по мере их поступления осуществляется автоматическое наполнение машин, привязанных к этой зоне. В результате, если графически отобразить такие маршруты, то они будут выглядеть так, как изображено на рис. 4 (красная, синяя и желтая линии).

Сразу бросается в глаза, что маршруты получаются разреженными и машины ездят по одним и тем же местам. Теоретически, после получения всех заявок, оператор, основываясь на адресах торговых точек, может перетасовать маршруты таким образом, чтобы они стали более-менее плотными, однако, это будет занимать значительное время уже в конце дня, когда надо печатать документы, собирать на складе комплекты для погрузки, и, как показывает практика, операторы этим обычно себя не загружают. Таким образом, для развозки по этой зоне в нашем примере используются три машины ГАЗ.

При использовании ГИС, за счет большой скорости расчета маршрутов (1-3 минуты вместо 1,5 часов), появляется возможность формировать маршруты, уже после того, как поступили все заявки с торговых точек (см. рис. 5). В результате маршруты получаются плотными (красная и синяя линии) и машины при этом оказываются оптимально загруженными.


Рис. 5. Увеличить изображение (622x394, 114 Кб)

На рис. 5 изображено, как остатки по этой зоне и заодно по близлежащим точкам из соседних зон развозят более легкие машины (зеленая линия). В результате для обслуживания данной зоны используются лишь две машины ГАЗ, движущиеся по оптимальным маршрутам, и дополнительно одна более легкая машина ГАЗель, заодно захватывающая груз по заявкам с точек, который не уместился в тяжелых машинах.

Таким образом, маршруты, сформированные при помощи ГИС, оказываются более плотными, чем при ручном формировании, тяжелые машины оптимально загруженными, а остатки по зоне развозят более легкие машины.

Разница между ручным и автоматическим (с помощью ОПТИМУМ ГИС) формированием маршрутов доставки груза наглядно продемонстрирована в таблицах 1 и 2, соответственно. При доставке 489 накладных суммарным весом 136 393,3 кг система сократила общий километраж на 193 км (т.е. на 15,5%) и распределила груз по машинам так, что три автомобиля остались порожними в парке, а общее количество маршрутов уменьшилось на четыре выезда. Для наглядности в таблице перегруз кузова выделен красным цветом, а недогруз — желтым. Выигрыш по стоимости топлива в данном случае составил 1 220 руб. или 16%.


Табл. 1


Табл. 2

Оценка длины пути маршрутов
При использовании ГИС для каждого рейса по карте прокладывается оптимальный маршрут движения, что дает хорошую оценку длины пути на маршруте. Это является важным инструментом по контролю километража транспортных средств.

Как правило, до внедрения ГИС контроль топлива обычно заключается в снятии показаний спидометра и оценки «на глаз», нет ли значительного превышения километража. При такой оценке практически невозможно выявить случаи, когда водители ездят по своим делам. Кроме экономии топлива на оптимизации маршрутов, можно сэкономить еще порядка 20% на контроле водителей посредством gps-мониторинга. Водители в такой системе могут получать ГСМ по километражу, рассчитанному системой Оптимум ГИС (плюс-минус несколько литров на простой/объезд пробок), а не по надуманным заявкам. Таким образом, оценка суммарной экономии по топливу составляет 16+20=36%. Эти цифры могут незначительно отличаться в зависимости от расстояния между точками доставки, дисциплинированности водителей и других факторов, но, в целом, они верны для большинства транспортных компаний в России.

И это только экономия, полученная на ГСМ при внедрении ГИС. В следующей статье мы обсудим, каким образом ГИС может значительно повысить эффективность работы персонала.


Мы в Twitter Мы в Facebook Группа ВКонтакте Мы в Instagram Мы на YouTube Версия для печати
     Поиск по сайту:
 
Многоканальный телефон
8(495) 956-1325

Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?